flammberg (flammberg) wrote,
flammberg
flammberg

Categories:

Как фехтовали в Париже (небольшое литературное расследование)

Сердце молодого гасконца билось столь сильно, что готово было разорвать ему грудь. Видит бог, не от страха — он и тени страха не испытывал, — а от возбуждения. Он дрался, как разъяренный тигр, носясь вокруг своего противника, двадцать раз меняя тактику и местоположение. Жюссак был, по тогдашнему выражению, "мастер клинка", и притом многоопытный. Тем не менее он с величайшим трудом оборонялся против гибкого и ловкого противника, который, ежеминутно пренебрегая общепринятыми правилами, нападал одновременно со всех сторон, в то же время парируя удары, как человек, тщательно оберегающий свою кожу.

Эта борьба в конце концов вывела де Жюссака из терпения. Разъяренный тем, что ему не удается справиться с противником, которого он счел юнцом, он разгорячился и начал делать ошибку за ошибкой. д'Артаньян, не имевший большого опыта, но зато помнивший теорию, удвоил быстроту движений. Жюссак, решив покончить с ним, сделал резкий выпад, стремясь нанести противнику страшный удар. Но д'Артаньян ловко отпарировал, и, в то время как Жюссак выпрямлялся, гасконец, словно змея, ускользнул из-под его руки и насквозь пронзил его своей шпагой. Жюссак рухнул как подкошенный.


Меня всегда интересовал вышеприведенный отрывок. С самого детства, когда я только-только прочитал "Трех мушкетеров". - То есть, как это? - не мог я понять, - если де Жюссак - мастер клинка, то каким образом он дал себя заколоть мальчишке, практически не имевшему реального боевого опыта?

И только значительно позднее, приобретя определенный опыт в фехтовании (Не на шпагах, разумеется. Даже не представляю, кому и зачем, в наше время, нужно фехтовать на шпагах.), я начал догадываться, в чем тут может быть дело.

Прежде, чем перейти собственно к теме фехтования, хотелось бы коснуться вот какого вопроса... А является ли вообще данный отрывок правдоподобным? То есть, мог ли описанный в нем эпизод случиться в реальности? Может, все это - не более, чем фантазия писателя? Ведь пишут же в наше время фэнтези с боевыми сценами, вызывающими у практикующих фехтовальщиков лишь скрежет зубовный.

Что ж, посвятим несколько строк истории создания романа. Прототипом главного героя "Трех мушкетеров" был реальный человек, лейтенант Королевских Мушкетеров Шарль де Бац-Кастельмор Дартаньян, служивший, кстати, вовсе не при Ришелье, а при его приемнике Мазарини. Правда, никакой литературной деятельностью Шарль де Бац и т. д... не баловался и вообще, был "слуга царю, отец солдатам", то есть, от сферы искусства был весьма далек.

Но к счастью для потомков, у господина Дартаньяна имелся очень даже одаренный, в литературном плане сослуживец - Гасьен де Куртиль. Выйдя в отставку, сей почтенный муж всерьез занялся писательской деятельностью (за что, между прочим, немало отсидел в Бастилии). В частности, именно перу господина де Куртиля и принадлежат "Мемуары господина Дартаньяна", попавшиеся, через целых полтора столетия, на глаза Александру Дюма-отцу, после чего, все и заверте...

Таким образом, с одной стороны, мы имеем не боевик, не фэнтези, не триллер, а сугубо (псевдо)историко-приключенческий роман, в котором на первом плане находятся характеры героев и взаимоотношения между ними, а т. н. боевые сцены играют сугубо вспомогательную роль. То есть, у автора нет ни малейших причин придумывать какую-либо суперэффективную фехтовальную технику.

С другой стороны, как уже было сказано выше, автор первоисточника - не хрен с горы, а королевский мушкетер. То есть, уж в чем - в чем, а в фехтовании он разбирался.

Иначе говоря, мы вполне можем допустить, что рассматриваемая дуэльная сцена абсолютно правдива. Но тогда в чем же секрет успеха юного и неопытного гасконца, в противостоянии со столь опасным противником?

Насколько мне известно, во Франции того времени была наиболее популярна французская (ВНЕЗАПНО) фехтовальная школа, предусматривающая: закрытую стойку, вынесенную вперед вооруженную руку, линейные перемещения и работу в соединении. Последнее означало, что противники, соприкасаясь своими клинками, пытались отвести клинок противника со средней линии, с тем, чтобы иметь возможность нанести укол, не напоровшись на чужое оружие.

Так вот, Дартаньян, в дуэли у монастыря Дешо, действовал совсем в другой манере, а именно, используя тактику круговых перемещений. При этом, он не брал соединения, а атаковал, так сказать, с наскока.

В результате, во-первых, весь опыт де Жюссака по работе в соединении оказался бесполезным. Тонкой игре кистью, с отводами и контротводами, в данном случае, просто не был места.

Во-вторых, в рамках данной тактики, преймущество получает более быстрый, резкий и ловкий. А Дартаньян, насколько можно понять, всеми этими качествами был весьма одарен от природы. Ну и, в конце-концов природные преймущества гасконца и сыграли решающую роль.

Однако, продолжим... Если тактика круговых перемещений столь выгодна, почему же ее не использовали повсеместно? Почему "глупые" французские дворяне предпочитали двигаться по линии?

Дело в том, что у круговой тактики имеется два очень серьезных недостатка...

1. Реализация круговых перемещений требует открытого и очень ровного пространства. Если пространства будет недостаточно, перемещаться по кругу станет невозможно. А если при круговых перемещениях нога зацепится за что-нибудь, это закончится падением с вполне понятными последствиями для упавшего.

В связи с предыдущим абзацем, стоит рассмотреть еще одну дуэль Дартаньяна, случившуюся буквально на следующий день...

Бернажу был не таков, чтобы ему дважды нужно было повторять подобное приглашение. В тот же миг шпага блеснула в его руке, и он ринулся на противника, которого он, принимая во внимание его молодость, рассчитывал припугнуть.

Но д'Артаньян накануне уже прошел хорошую школу. Весь еще трепеща от сознания победы, гордясь ожидаемой милостью, он был полон решимости ни на шаг не отступать. Шпаги, зазвенев, скрестились. д'Артаньян держался твердо, и противник был вынужден отступить на шаг. Воспользовавшись тем, что при этом движении шпага Бернажу несколько отклонилась, д'Артаньян, высвободив свою шпагу, бросился вперед и коснулся острием плеча противника. д'Артаньян немедленно отступил на шаг, подняв вверх шпагу. Но Бернажу крикнул ему, что это пустяки, и, смело ринувшись вперед, сам наскочил на острие шпаги д'Артаньяна. Тем не менее, так как он не падал и не признавал себя побежденным, а только отступал в сторону особняка г-на де Ла Тремуля, где служил один из его родственников, д'Артаньян, не имея понятия, насколько опасна последняя нанесенная им противнику рана, упорно его теснил и, возможно, прикончил бы его...


Итак, что мы здесь видим?... Классическая французская школа: линейные перемещения и работа в соединении ("Шпаги, зазвенев, скрестились.") Никакой беготни вокруг противника, никакого "пренебрежения общепринятыми правилами". Почему? Да потому, что общепринятые правила появились не на пустом месте. На узкой городской улочке, на неровно вымощенной булыжной мостовой, прыгать вокруг противника просто не представлялось возможным. Не забываем, первая дуэль проходила на пустыре, где было достаточно места, даже не смотря на массовость мероприятия. А вот, в случае с Бернажу все было совсем иначе...

2. Еще один недостаток тактики круговых перемещений - очень высокие требования к функциональной подготовке, вообще, и к выносливости икроножных мышц, в частности. Вообще-то, нагрузка на эти самые мышцы, при движении по кругу, будет повыше, чем у прыгающего в челноке боксера. Кстати, если вы помните, Дартаньян-отец, провожая сына в дорогу, так и говорил: "У вас железные икры..." Что намекает...

Но как бы там ни было, слишком высокие требования к функциональной готовности, с прикладной точки зрения - есть очень и очень нехорошо. Это ведь только профессиональный спортсмен может подойти к бою на пике формы. В жизни, конфликт может случиться, когда человек устал, болен, травмирован(ранен), длительное время не имел возможности поддерживать форму... Так что, делать ставку на то, что ты просто перебегаешь противника, по моему мнению, не стоит.
Tags: рукопашка, спорт, юмор
Subscribe

  • Гиганты

    Набрел на Ютубе на такой-вот замечательный бой... ...в связи с чем, имею сказать пару слов. Сначала, вкратце об участниках... Питер Аэртс (192…

  • Мужество в бою

    http://www.japan-sumo.ru/?q=node/3737 Тэрунофудзи впервые добился юсё (выиграл басё) и получил второе иерархическое звание озэки в двадцать три…

  • Удаленка

    Сейчас, в связи с пандемией, очень многие бизнесы начали активно переводить своих сотрудников на удаленную работу и ВНЕЗАПНО обнаружили, что это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Гиганты

    Набрел на Ютубе на такой-вот замечательный бой... ...в связи с чем, имею сказать пару слов. Сначала, вкратце об участниках... Питер Аэртс (192…

  • Мужество в бою

    http://www.japan-sumo.ru/?q=node/3737 Тэрунофудзи впервые добился юсё (выиграл басё) и получил второе иерархическое звание озэки в двадцать три…

  • Удаленка

    Сейчас, в связи с пандемией, очень многие бизнесы начали активно переводить своих сотрудников на удаленную работу и ВНЕЗАПНО обнаружили, что это…